Доступная среда
УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным
направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной
(доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:
- Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
- Инвалиды с нарушением зрения и слуха
- Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
- Временно нетрудоспособные
- Беременные женщины
- Люди с детскими колясками
- Дети дошкольного возраста.
Безбарьерная (доступная) среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в
связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной
окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция
инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая
жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства - приоритетная задача не только
государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны
направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, "особое внимание требует ситуация, связанная с
обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…"
Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для
предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных
организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их
психофизического развития.
Нормативные акты местного самоуправления
Локальные акты МБДОУ
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА
В современном образовании поставлена цель - обеспечить доступное и качественное образование детей
с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс
таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими
детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном
информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП,
слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.
Значения условных обозначений категорий инвалидов:
Инвалиды с нарушением слуха
Инвалиды с нарушением зрения
Инвалиды с нарушением интеллекта
Инвалиды на кресле-коляске
Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата
Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности детей, функционально
моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять
огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность
каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать
развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду,
исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:
- закономерности психического развития,
- показатели здоровья дошкольников,
- психолого-физиологические особенности,
- уровень общего развития,
- коммуникативные особенности и речевое развитие,
- эмоциональное благополучие.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для
детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.
При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:
- Принцип развития - Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития;
- готовность личности к дальнейшему развитию.
- Принцип природособразности воспитания - Соответствие педагогического влияния биологической и
- социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности
- отклонения в его развитии.
- Принцип психологической комфортности - Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего
- активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного "эмоционального самочувствия".
- Принцип взаимодействия - Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического
- процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
- Принцип доверительного сотрудничества - Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии
- с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
- Принцип обучения деятельности - Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование
- готовности к самостоятельному познанию у детей.
- Принцип здоровьесберегающий - Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом
- благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих
- негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.
Предоставление услуг на объекте (МБДОУ - детский сад "Василёк"):
Адрес | Наличие кнопки вызова/ телефон | Предоставление услуг на объекте частично доступно с сопровождением, для категорий граждан | Информация по доступности |
ул.Школьная, д.17 |
тел. 8 (84566) 6-72-14 |
На данный момент здание детского сада невозможно модернизировать под требования доступности |
Автостоянка для данной категории - нет Сменные кресла-коляски - нет Адаптированные лифты - нет Поручни - нет Пандусы - нет Подъемники - нет Раздвижные двери - нет |
- Вывески со шрифтом Брайля на контрастном фоне - отсутствуют.
- Спецоборудование для массовых мероприятий (звукоусилители) - отсутствуют.
- Сурдопереводчик, тьютор - в штате отсутствуют.
- Предоставление услуг в дистанционном режиме - не предоставляются.
- Предоставление услуг по месту жительства инвалида - не предоставляются.
РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО ЗНАТЬ!
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам государство обеспечивает (в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации инвалида):
- дошкольное воспитание;
- внешкольное воспитание и образование;
- среднее общее образование;
- среднее профессиональное образование;
- высшее профессиональное образование.
Им предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья
это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.
Если ребенок-инвалид не может посещать специальное общеобразовательное учреждение, его обучают на дому по полной
общеобразовательной или индивидуальной программе. Основанием для этого является заключение лечебно-профилактического учреждения.
Обучением ребенка на дому занимается ближайшее к его месту жительства образовательное учреждение, которое бесплатно
предоставляет учебники, учебную, справочную и другую литературу, обеспечивает специалистами из числа педагогических
работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ,
осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию, выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца
о соответствующем образовании.
Родители (законные представители) могут при домашнем обучении дополнительно приглашать педагогических работников из других
образовательных учреждений.