Консультации для воспитателей.
Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей.
У многих детей в дошкольном возрасте возникают проблемы, связанные с
координацией движений, особенно мелких движений рук и, в частности, пальцев
(ребенку трудно зашнуровать ботинки, застегнуть пуговицы и т.д.) Известно, что
отставание в развитии моторики часто сопровождается отставанием в развитии
интеллекта и речи. В настоящее время речевая патология рассматривается как
сложный синдром центрально-органического генеза, проявляющийся в
неврологических, психологических и речевых симптомах. У детей с речевой
патологией в разной степени нарушены процессы памяти, внимания, восприятия и
др. Двигательные нарушения характеризуются мышечной дистонией, общей
моторной неловкостью, недостаточностью тонких дифференцированных движений
пальцев рук и мимической мускулатуры. Все эти симптомы в различной степени
проявляются у каждого ребенка в группе компенсирующей направленности, что
подтверждает проведенная мною диагностика речевого, психического и моторного
развития каждого ребенка при поступлении в группу.
Поэтому в своей работе с детьми для преодоления отставания в речевом
развитии использую несложные занимательные задания, упражнения и игры,
направленные на совершенствование движений пальцев. Эти занятия очень
нравятся детям и являются весьма эффективными как для улучшения координации
движений, так и для развития речи. Их польза еще и в том, что они
подготавливают руку ребенка к рисованию, лепке, конструированию, письму.
Работа по развитию ручной моторики занимает значительное место в общей
системе работы с детьми в группе компенсирующей направленности. Еще В. М.
Бехтерев пришел к выводу о тесной связи руки и речи. Он писал о том, что
развитие движений руки способствует развитию речи. По данным М. М.
Кольцовой, морфологическое и функциональное формирование речевых зон
совершается под влиянием кинестетических импульсов, поступающих от рук.
Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных
речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции. Это
объясняется тем, что в двигательной области коры головного мозга находится
самое большое скопление клеток управляющих рукой, пальцами (особенно
большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область
коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое
соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность
оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку
тонких движений пальцев рук. И. П. Павлов сказал: «... развитие функций обеих
рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает