Семинар для воспитателей на тему:
«Интеграция образовательных областей в совместной деятельности
воспитателя с детьми по познавательно-речевому развитию»
Суть современного образования детей дошкольного возраста
заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а
совместная деятельность детей и взрослых по реализации выработанных
целей и задач. Еще Л.С. Выготский отмечал, что обучение ребенка может
происходить и стихийно, и целенаправленно, но всегда в сотрудничестве с
другим человеком, взрослым или сверстником.
В совместной деятельности участники приобретают друг от друга
новые знания, переживая этот процесс как собственное открытие
неизвестного ранее. Смысл совместной деятельности состоит как раз в том,
что педагог не передает детям готовые образцы своих действий, а создает,
вырабатывает их вместе с воспитанниками. Содержание образовательного
процесса по познавательно-речевому развитию, реализуемого в контексте
деятельностного похода, является совместным поиском новых знаний в
процессе активной деятельности каждого участника.
Наверное, каждый воспитатель сталкивался с ситуацией, когда время,
отведенное на организованную образовательную деятельность, уже истекло,
но около стола остаются дети, которым хочется продолжить интересный вид
деятельности, например, экспериментирование. Для таких детей
экспериментирование, исследовательская деятельность и другие виды
деятельности познавательно-речевого направления всегда можно
предусмотреть в совместной деятельности воспитателя с детьми.
В современных исследованиях выделяются основные составляющие
сотрудничества.
1 Пространственное и временное соприсутствие воспитателя и детей,
создающее возможности непосредственного личного контакта между
ними, обмена действиями и обмена информацией.
Привлечение детей к участию в совместной деятельности, которая
организовывается путем естественного перехода от самостоятельной
детской деятельности к мотивированной совместной деятельности с
педагогом; предпочтительно добровольное участие детей с
постепенным подключением к деятельности или наблюдением за
деятельностью со стороны;
Наличие достаточного по количеству материала и продуманность его
размещения для включения каждого ребенка в совместную
деятельность с учетом его индивидуальных и половозрастных
особенностей.
2 Наличие общей образовательной цели, отвечающей запросам и
интересам всех участников.
3 Постановка и решение педагогических задач, направленных на
упражнение в использовании освоенной информации или способов
действия, приобретение детьми индивидуального опыта и способов
действия.
4 Постановка практической задачи перед детьми (постоянная мотивация
в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями
детей) и ее разрешение.
5 Особый стиль общения между субъектами, обеспечивающий
результативность совместных действий и эмоциональный комфорт,
приемы поддержки и сопровождения педагогом совместной
(партнерской) деятельности.
6 Удовлетворенность достигнутым результатом.
В условиях реализации ФГОС при организации совместной
образовательной деятельности педагогу важно учитывать образовательный
потенциал детей. Вместе с тем, планируемая дидактика в совместной
деятельности должна быть скрыта, незаметна для детей. В этой интеграции и
проявляется профессиональное мастерство педагога.
Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как
максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к
познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка?
Эти и другие вопросы непременно встают перед воспитателями. В
предложенной рекомендации собрано большое количество разнообразных
опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для
расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого
развития ребенка, для организации интересной для детей совместной
деятельности с воспитанниками. Описываемые опыты не требуют никакой
специальной подготовки и почти никаких
материальных затрат.
Желаем успеха в совместной интересной для
детей деятельности!
|